Как понять продажу на территории храмов если в одном из правил вселенского собора запрещено продавать какие либо вещи на территории храма?

Благословите. Я не хочу никого обидеть. Просто этот вопрос меня беспокоит. Когда Господь Иисус Христос вошел в Ирусалимский Храм, то выгнал оттуда всех продающих и покупающих, меновщиков, хотя продающие продавали голубей, жертвенный скот и др. необходимое для ветхозаветного жертвоприношения Богу. Как понять что в наших храмах по сути продают, конечно не скот, но аналогичные вещи? И если я не ошибаюсь ,то в одном из правил вселенского собора запрещено продавать какие либо вещи на территории храма.(на счет последнего не уверен где-то читал).Прошу вас пояснить мне этот вопрос, что бы не правильно понимать и не поддаваться искушению. Заранее Благодарю и надеюсь, что этот вопрос не отнимет много вашего времени. 

 

Добрый день!

Благодарю Вас за вопрос – он действительно актуальный и интересный.

Приведем текст Евангелия от Иоанна (Ин. 2:13-25):

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке».

Торговцы собирались не во всем храме, а только на одном из дворов, так называемом «языческом» дворе, который находился с южной стороны храма. Необходимость организации торговли здесь была вызвана большим количеством паломников, которые посещали храм на праздник Пасхи. Их количество достигало двух миллионов. По свидетельству Иосифа Флавия, в 63 г. по Р.Хр., в день еврейской Пасхи было заклано в храме священниками 256 000 пасхальных агнцев, не считая мелкого скота и птиц для жертвоприношений. (См. Аверкий (Таушев))

Греховной была не сколько организация торговли – это было действительно удобно для паломников, – сколько участие в ней людей, не имеющих никакого отношения к храму. Среди них было большое количество «менял» или «меновщиков», которые занимались обменом валют, т.к. в храме использовалась только одна валюта – сикль, а также торговцы, которые продавали предметы и животных, не имеющих отношения к жертвоприношениям – волов, сувениры и пр. Эти люди имели колоссальный доход, который не приносил никакой пользы храму.

Нахожу ответ на Ваш вопрос в следующем:

Во-первых. Христос изгоняет торговцев в первую очередь за стремление к наживе. Продавцов голубей Христос лишь призвал к благоразумию: «И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли».

Во-вторых. В наше время храмы имеют подобное, но все же несколько другое устройство, нежели Иерусалимский храм. Не в каждом приходе условия позволяют организовать место для продажи свечей и утвари на улице или отдельно от храма.

В-третьих. Церковные каноны действительно запрещают «устраивать корчемницу» и совершать торговлю в храме или на его территории. Об этом говорит 76-е правило Шестого (Трулльского) Вселенского Собора: «Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святой храм мирским местом(Иоан. 2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен». (Трул. 74, 97).

Цель данного правила — сохранить святой храм и все вокруг него от профанации, в частности же от корчемничества и торговли, согласно учению Христа, что дома Отца Его не должно делать домом торговли (Ин. 2:16), так как это — дом молитвы (Мф. 21:18).

«Правило это не говорит только о храме и о лицах, занимающихся предосудительными делами в храме, так как это само по себе воспрещено, а говорит о священных оградах (ένδον των ιερών περιβο'λων), вкоторых тоже воспрещаются подобные деяния, так как, по словам Вальсамона в толковании этого правила, никому и никогда не придет на ум заводить в храме корчму или иную какую-либо торговлю. А священные ограды составляет, по словам Зонары в толковании этого правила, все, что окружает св. храмы (αί των θείων ναών ά'πασαι περιοχαί), и на первом месте пространство перед храмом с западной стороны, называемое «паперть», где, главным образом, эти корчемные и торговые дела и велись. Сюда принадлежат и кладбища около храма, называемые тоже священными оградами, где также должно быть строго воспрещено ведение помянутых дел». См. «Правила Святой Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша)».

Рассматривая данное правило, мы убеждаемся в том, что речь идет об устройстве возле храмов т.н. «корчемниц» – т.е. питейных заведений или кафе, а также «иныя купли». Под последним следует в первую очередь понимать базары, хотя в более широком смысле речь идет о всякой торговли.

Возникает естественный вопрос: «С какой целью, если следовать вышесказанному, в храмах обустраивают лавки, если торговля запрещена Шестым Вселенским Собором?»

Для более ясного понимания следует вспомнить еще один важный момент. И в еврейском народе до пришествия в мир спасителя, и в Новом Завете священнослужители содержались за счет т.н. «десятины», жертвование которой, особенно в Ветхом Завете, было законом. «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?»(Мал. 3:10). Вот как об этом пишет апостол Павел: «Священнодействующие питаются от святилища; служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1 Кор. 9:13).

Такой закон, с одной стороны, напутствовал человека на совершение добродетели (жертва), с другой стороны освобождал священнослужителей от вопроса добычи насущного хлеба, позволяя им более заниматься духовными делами.

В Новом Завете эта традиция сохранялась уже на добровольных началах и вплоть до последнего времени сохранялась и на Руси. К сожалению, в наше время эта традиция забылась, да и не каждый человек в наше время имеет возможность десятую часть отдать храму в ущерб семье и т.п.

При этом мы часто забываем о том, что деятельность храма обеспечивают не только священники – трудятся уборщицы, свечницы, дворники, охранники, которым нужно платить заработную плату. Кроме того, храм должен вовремя оплатить коммунальные услуги.

Поэтому единственной возможностью для храмов заработать необходимые средства, является организация продажи необходимых(!) вещей в церковной лавке. Человек, идущий в храм, как правило, желает приобрести свечи, крестики, духовную литературу, иконку и пр. И если это приносит пользу храму, а не людям, не имеющим никакого отношения к нему (как в Иерусалимском храме времен Христа), то такого рода деятельность не является греховной и не должна осуждаться кем-либо.

Если представить себе идеальное устройство общины, то на пожертвованную прихожанами десятину, при условии, что каждый человек примет участие, можно было бы обеспечить все необходимое. Но поскольку реализовать это на практике тяжело, а то и вовсе невозможно, единственным выходом для общины остается работа церковной лавки.

Безусловно, в лавках не должны продаваться посторонние предметы, не имеющие отношения к храму (например – еда или газированные напитки), поскольку такая практика пагубна и запрещена 76-м правилом Шестого Вселенского Собора.